В рамках проведения технического диагностирования мостовых кранов, специалистом Гомельского областного управления Госпромнадзора, на производстве ОАО «Гомельский литейный завод «Центролит», согласно программы диагностирования, были проверены: техническая документация, все узлы и механизмы, основные несущие элементы металлоконструкций, электрооборудование, устройства и приборы безопасности и концевой защиты, состояние каната, канатных блоков и крюковой подвески, обследование подтележечного и подкранового путей.
При применении методов неразрушающего контроля металла, таких как визуально-измерительный метод особое внимание следует уделять сварным соединениям следующих элементов: места стыков соединяющих косынок верхних и нижних листов концевых балок с главными балками; сварные швы в районе вертикальных листов концевых балок в местах крепления упругих элементов буферов смягчающих возможное столкновение при подъёзде крана к тупиковым упорам; аналогичные места на грузовой тележке и другие. Трещины в сварных швах и основном металле в указанных выше элементах говорят о разных факторах: неисправности, либо некорректной настройке тормозной системы механизмов передвижения крана и грузовой тележки, перегрузках крана, недобросовестном отношении крановщиков к ответственному оборудованию.
При осмотре мостового крана КМЭ-10 с регистрационным номером 28–31-0709, грузоподъемностью 10 т, был выявлен один дефект металлоконструкции (трещина вдоль сварного шва), для устранения которого, согласно Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, необходимо обратиться к организации имеющей лицензию Госпромнадзора, в части ремонта с применением сварки. При других основных несущих элементов металлоконструкций трещин обнаружено не было. При осмотре узлов и механизмов были выявлены незначительные дефекты, отображенные в отчете по техническому диагностированию и устранимые в рабочем порядке силами ремонтной службы предприятия. При работе электрооборудования и концевой защиты данного крана также был выявлен ряд дефектов. Во время измерения остаточной толщины металла основных несущих металлоконструкций методом ультразвуковой толщинометрии, недопустимых утонений металла (более 20% от первоначальной толщины) не обнаружено. Следовательно, после устранения выявленных дефектов, могут быть проведены статические и динамические испытания. После чего будут определены возможность и сроки дальнейшей эксплуатации грузоподъёмного крана.
Ведущий специалист
отдела технической диагностики
Гомельского областного управления Госпромнадзора Ахвердиев К.О.